Назначение и польза общедомового счетчика воды

Законодательство о счетчиках тепла

По закону с 2012 года все новостройки должны быть “укомплектованы” индивидуальными счетчиками тепла при наличии технической возможности. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”:

Статья 13, пункт 7. …Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ “О теплоснабжении”:

Статья 19, пункт 4. Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, изданным в соответствии с подпунктом “г” пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”распределители

Действия перед установкой общедомового счетчика воды

В любом коллективе есть люди с противоположными мнениями

Установка общего счетчика касается всех жителей дома, поэтому решение о его монтаже важно принимать вместе. Для этого, необходимо:

Первый шаг — собрание жильцов для группового подписания акта

  • организовать собрание жильцов и составить акт, в котором, подтверждая свое согласие, расписываются все участники;
  • если акт не составлен, начинать монтаж водомера запрещено;
  • составляется смета, в которой учитывается стоимость прибора и плата за установку;
  • рассчитывается плата для каждой квартиры, и после того, как средства собраны, покупается счетчик.

Перед тем как устанавливать счетчик, также необходимо составить схему подключения, в которой указано:

  • место, где планируется установить водомер;
  • тип и модель устройства;
  • компания, ответственная за монтаж;
  • также указываются пробные пуски системы.

Схему утверждают в водоканале, но вначале его работник должен проверить состояние водопроводной системы в доме. Если все нормально, он выдает разрешение, если нет – придется сначала провести ремонтные работы

Обратите внимание, за установку водомера, проверку в водоканале и прочие действия платят жители дома

Согласно с законодательством, установка общедомового счетчика воды проводится специализированными компаниями, у которых есть лицензии и государственное разрешение на выполнение подобных работ. Если монтаж водомера выполнен с нарушениями, его показания учитываться не будут. На установленный счетчик работники водоканала цепляют «пломбу» для того, чтобы исключить возможность мошенничества.

Виды общедомовых счетчиков

  1. Многоструйные мокрого типа.
  2. Многоструйные сухого типа.
  3. Турбинные.
  4. Комбинированные.
  5. Комбинированные с обводной линией.

В многоквартирных и частных домах используют общедомовые счетчики воды многоструйного сухого типа. Также применяют турбинные водомеры с фланцевым креплением к общей трубе. Необходимы следующие характеристики:

  1. Диаметр не менее 40-150 миллиметров.
  2. Наличие сухохода.
  3. Наличие крыльчатки или турбины.
  4. Предназначены для холодной и горячей воды.
  5. Оснащение термостойкими материалами.
  6. Наличие поворотного счетного механизма.
  7. Качественная запорная арматура.
  8. Возможность отслеживать поток воды дистанционно (при возможности).
  9. Возможность калибровки и упрощенного монтажа.

Ценовая категория зависит от вида прибора, его назначения, типа и формы накопления сведений. Выбор осуществляется на основании федерального и регионального, местного законодательства, а также при учете мнения владельцев жилья.

Турбинные делятся на ВСХН, ВСХНд, ВСГН, ВСТН. Их характеристики можно привести в таблице.

DN (общий размер)

d (диаметр)

40

18

50

18

65

18

80

18

100

18

125

18

150

22

200

22

250

26

Данные сведения необходимы также для расчета потери воды. Именно на основании подобных исчислений гражданам производят перерасчет денежных средств, выплаченных за услуги.

Многослойные сухого типа и иные приборы, применяемые в многоквартирных домах, делятся на:

  1. Тахометрические.
  2. Электромагнитные.
  3. Ультразвуковые.
  4. Вихревые.
  5. Компактные (одноструйные).
  6. Раздельные (многоструйные).
  7. Вентильные.
  8. Турбинные.
  9. Комбинированные.
  10. Многоканальные.
  11. Двухканальные.
  12. Одноканальные.

В зависимости от помещения разрешается использовать и иные виды:

  1. Водо-счетчики с поршневым механизмом. Устройство, считывающее объем воды с помощью магнитного элемента.
  2. Устройства положительного смещения (измерения). Отличаются высокой точностью накопления сведений. В составе прибора различные стрелки с индикаторами.
  3. Скоростные водомеры. Высокая калибровка позволяет быстро и легко накапливать и держать сведения, поступающие в прибор.
  4. Составные водомеры. Такие устройства состоят из различных элементов для счета воды. Это турбина, клапаны, многоструйные измерители и расходомеры.
  5. Устройства, функционирующие на ультразвуковых или электромагнитных элементах. Инструменты воспринимают индукционные процессы жидкости и выдают результат. Особо применимы при огромных потреблениях воды.

Общая стоимость материалов вместе с услугами по установке и опломбировке от 50-100 тысяч рублей. Цена может доходить до 300-350 тысяч рублей. Все приборы должны соответствовать стандартам (сертификат качества, соответствия).

В противном случае устройства, выполненные «кустарным» способом, должны быть заменены на соответствующие. В КоАП РФ предусмотрены санкции за нарушения (халатность, превышение должностных полномочий и другие).

Установка и оплата общедомовых счетчиков

Согласно федеральному законодательству, обязательство по оплате монтажа счетчиков возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. Если многоэтажка находится на балансе государства или муниципалитета и используется для осуществления государственных нужд, установка ОДПУ производится за счет бюджетных средств.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Проводится общее собрание собственников помещений. На нем решается, нужны ли счетчики, какие именно приборы покупать и какая компания будет устанавливать. Все подкрепляется соответствующим решением в письменном виде и за подписями участников. Решение может принимать и управляющая компания единолично, не оповещая при этом собственников квартир.
  2. Покупается счетчик.
  3. Все работы по установке согласовываются с УК, на балансе которой находится многоквартирный дом. В случае причинения повреждений и отсутствия разрешения УК виновник обязуется компенсировать причиненный ее оборудованию ущерб, поэтому согласование обязательно.
  4. Устанавливается счетчик. Если это делает сторонняя организация, потребуется присутствие представителей УК, но можно вызвать и мастера из управляющей компании.

В дальнейшем УК обязана проверить работоспособность прибора и его соответствие ГОСТам. До тех пор, пока он не будет опломбирован, показания с него браться в расчет не будут.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Обязательство по оплате установки общедомовых приборов учета возлагается на собственников квартир. Если дом является государственным, расходы компенсируются из бюджета. В оплату входит стоимость самого счетчика, работы по его установке и опломбированию.

Рассмотрим детальные примеры:

Пример 1: Многоквартирный дом. Сдан в пользование 01.01.2018 года, жильцам отводится 3 месяца на установку приборов контроля расхода тепловой и электрической энергии. Дом обслуживается не УК, а ТСЖ, поэтому оплачивать они будут самостоятельно все однозначно.

Пример 2: Многоквартирный дом, использующийся для государственных нужд. Квартиры в нем сдаются по договорам социального найма, но находятся в собственности муниципалитета. Обязательство по установке должна выполнить администрация.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета

Прямым основанием, указывающим на обязательство по установке собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах приборов учета, является ст. 13 ФЗ «ОБ энергосбережении». В ней говорится, что данное требование должно быть выполнено до 1 июля 2012 года, а для жителей Крыма – до начала 2019 года.

Если дом только сдан в эксплуатацию, жильцам дается на установку 3 месяца.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ

Установка общего учетного оборудования должна была быть окончена в старых домах еще в 2012 году. В то время УК оповещали всех собственников о планирующихся работах в письменном виде.

Сейчас же они это делать не обязаны, потому как наличие счетчиков является обязательным.

В случае, если собственники отказываются платить за установку

Оплата монтажа общих счетчиков производится до или после завершения работ. Если кто-либо из собственников выступает против этого, в соответствии с законодательством с них взыскивается оплата принудительно, дополнительно к этому они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При необходимости установки приборов учета жильцам может быть дана рассрочка по оплате на 5 лет.

Почему работы по установки не выполняются за счет средств текущего ремонта

Согласно законодательству, средства, предназначенные на текущий ремонт, не могут расходоваться на установку счетчиков, если дом находится в неудовлетворительном состоянии. Предназначение данной статьи бюджета заключается в своевременном выявлении и устранении неисправности инженерно-коммунальных сетей для предотвращения аварии.

В таком случае доли собственников определяются в равномерных частях.

Порядок установки общедомового прибора учета

Для монтажа ОДПУ необходимо руководствоваться нормами Приказа Минэнерго РФ №149, согласно которому порядок действий выглядит так:

  1. Представители УК подают заявку в ресурсосберегающую организацию, приложив к ней копии свидетельств о собственности, учредительных документов, ИНН, свидетельства о регистрации в ИФНС.
  2. На рассмотрение заявки РСО отводится 10 дней после принятия.
  3. Заявителем подписывается проект договора, отправляется в РСО.
  4. Производится монтаж.

При получении отказа РСО может быть привлечена к ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение требований федерального законодательства.

Монтаж счетчика. Поэтапная инструкция

В законодательстве РФ еще с 1 июля 2012 года была принята обязательная установка счетчиков в многоэтажных домах. Поэтому, прежде всего это соблюдение норм государства.

Эффект монтажа

Данный проект эффективен способностью — контролировать  расход холодной и горячей воды, жилым домом. Ведь установка позволяет следить за всем потреблением строительного объекта. К тому же после выполнения монтажа становиться понятно о наличии утечки водного ресурса – это станет причиной к такому действию, как замена герметизации трубопровода.

Многие гражданин опасаются, что из-за равномерного распределения расхода – они будут платить больше. Данная ситуация возможна если одна квартира экономит по максиму, а вторая не обращает внимания на то, сколько составляет их потребление. Для исключения данной ситуации должна быть совершена ревизия с анализом расхода в каждой из квартир.

Кто устанавливает данный счетчик

Если ваша многоэтажка еще не имеет общего прибора учета горячей и холодной воды, то закон РФ требует его установки. Техническую составляющую процесса должны выполнять УК, которые должны отреагировать на желание собственников квартир монтировать данное устройство.

Данный проект принимается на общем собрании жильцов, где путем голосования решается этот вопрос. Установкой может заниматься и местный водоканал и любая профильная организация, которая имеет аккредитацию на совершение данной работы.

Если дом старый, где ремонт трубопровода не проводился десятки лет, вы можете переплачивать. Чтоб такого неприятного для вас случая не было – перед монтажом системы учета нужно выполнить проверку системы водоканала помещения.

Потенциальные нарушения при монтаже

Так, если в доме не предусмотрено ОДПУВ, то водоканал имеет полное право начислять оплату за потребление по общему тарифу, который в большинстве случаев намного превышает средний объём потребления. УК же обязано распределить общую сумму между квартирами, которая должна зависит от индивидуальных данных.

На сегодняшний день встречаются случаи, когда УК при наличии общедомового водомера отказывалась принимать данные с личных счетчиков. Но, п.16 Постановления РФ № 307 гласит о том, что такое решение является нарушение.

Важность общего счетчика при наличии индивидуального

Счетчик, установленный в квартире, позволяет вам оплачивать только кубы горячей или холодной воды, которые вы потребили. Но в таких установках есть минус – они не следят за нормами общей системы водоснабжения.

Монтаж же общедомового водомера разрешает собственникам решать такие проблемы:

  • Регулировать идентичность параметров ресурсов и норм законодательной базы;
  • Обнаруживать утечки в системе водообеспечения;
  • Защитить собственников от оплаты потерь воды от ЦТП;
  • Обязать компенсировать недостачу или сбои ресурса, который предоставляет управляющая организация;
  • Совершать оплату только за расходуемую воду;
  • Усилить возможность сбережения потока.

Порядок действий при установке

При монтаже или когда выполняется замена, установки должен соблюдаться такой порядок действий:

  1. Организовывается собрание, на которое выносится проект установки общего счетчика;
  2. Составляется акт, который свидетельствует о согласии на проведение работ всех жильцов дома;
  3. Компания, которая выполняет монтаж, без акта согласия не имеет право начинать работу;
  4. Рассчитывается расход и вписывается в смету;
  5. Оглашается размер сметы всем проживающим в многоэтажке;
  6. Покупаем устройство согласно бюджету.

Проект монтажа счетчика предусматривает привлечение посторонних компаний на договорной основе, которая дает гарантии качества выполняемой работы.

Кто должен устанавливать ОПУ?

Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).

Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок». Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили

И что же это за лица?

Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?

Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 – 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.

Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств. В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления

В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.

Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».

То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.

Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.

Порядок замены и проверки счётчиков

Так как ОДПУ принадлежит всем жильцам дома, то и ответственность по его контролю, ремонту и возможной замене также распространяется на них. Но, разумеется, выполняют эти требования не сами жильцы, а управляющая компания, которая назначает для выполнения работы квалифицированных специалистов. И вследствие этого ответственность за техническое состояние приборов несёт управляющая компания.

Каждый счётчик имеет свой межповерочный интервал — период, на протяжении которого показания прибора учёта считаются достоверными на основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки. Межповерочный интервал определяет производитель прибора учёта на основании совокупности факторов, которые могут повлиять на его работу: конструкция, принцип действия, условия эксплуатации.

Интервал поверки прибора учёта производитель указывает в документации на него. Например, отечественные изготовители счётчиков на воду в паспорте прибора указывают межповерочный интервал на 4–6 лет. Импортные счётчики служат дольше – до 15 лет.

Стоит отметить, что компания, нанимаемая для обслуживания счётчиков, должна иметь соответствующий сертификат. Ведь она в дальнейшем зачастую занимается проверкой состояния счётчиков и их заменой при невозможности ремонта старого на постоянной основе.

При внешнем осмотре прибора специалист проверяет:

  • документацию устройства;
  • состояние его лакокрасочного покрытия;
  • чёткость надписей и символов на корпусе, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчётного устройства;
  • наличие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний.

После каждого мероприятия должен составляться акт, в котором описывается текущее состояние прибора и дальнейшие действия, если, например, была установлена необходимость замены. Акт подписывается работником, проводившим проверку и представителем управляющей компании.

Что такое ОДПУ

ОДПУ расшифровывается как общедомовые приборы учёта. Понятие уже давно не новинка, поскольку ещё 21.11.2009 г. был принят ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В нём сообщается, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учёта до 1 июля 2012 года. Но этот процесс протекает медленно и, как мы можем заметить, не завершился и по сей день. Поэтому в апреле 2013 года Постановлением Правительства № 344 было принято решение ввести повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг.

В чём заключается их необходимость

Данные приборы устанавливаются и используются для учёта расходов по коммунальным услугам жильцов всего многоквартирного дома, а не отдельно взятого стояка или подъезда. Проще говоря, они отображают, сколько ресурсов затратили жильцы дома в определённый отрезок времени (обычно это месяц). Получается, что ОДПУ – это расход по коммунальным услугам дома.

Правильным решением будет установка не только счётчиков, измеряющих расходы всего дома, но и квартирных, потому что благодаря их совместной работе мы получаем возможность правильно определять потребление тех или иных услуг, можем вычислить утечки или погрешности подсчёта, проанализировать состояние приборов и, конечно же, можем сэкономить (подробнее об этом будет сказано ниже).

Также установка ОДПУ, согласно содержанию ФЗ № 261, является мерой, необходимой для сбережения предоставляемых ресурсов: воды, газа и электроэнергии.

Можно ли не устанавливать устройства

Да, это возможно, но только при условии, если у вас отсутствуют технические возможности оснащения дома  индивидуальными и общедомовыми приборами учёта. Критерии этих возможностей вы можете найти в приказе Министерства экономического развития от 29 декабря 2011 года № 627. В этом же документе дана форма последовательного анализа жилого помещения и порядок заполнения данного акта.

Если же ваш дом имеет технические возможности, то, согласно ФЗ № 261, во всех многоквартирных домах должны быть установлены общедомовые счётчики. Если их нет – доплачивайте за коммунальные услуги.

Недостатки общедомового счетчика воды

В России очень многие граждане недовольны установкой общих счетчиков. Уж слишком большие суммы набегают за общедомовые услуги. Возникает ощущение, что в доме завели традицию по коллективному мытью слонов. Если серьезно, то люди не понимают, куда утекает столько воды. Даже если в доме есть отдельный кран и ним пользуется уборщица, ну допустим, она тратит 2–3 куба в месяц. А остальное? Причины высоких начислений могут быть вызваны следующими причинами.

  1. В квартирах, где нет водомера, проживает больше людей, чем прописано.
    Каждый человек расходует определенное количество воды, ведь ему необходимо купаться, стирать одежду, мыть посуду и пр. Т.е. если в квартире прописано 2 человека, а живет 5, не возникает вопроса — откуда берутся лишние кубометры. Возникает вопрос, почему в данной ситуации должны страдать обычные люди, ведь это проблема государства. Но, государство — это не отдельное живое существо, каждый из нас часть этого самого государства. Деньги, которые мы платим за воду, не уходят в никуда. Они нужны не только для оплаты труда рабочих из водоканала, но и для измерения и улучшения качества воды, замены и ремонту труб и пр. Контролирующие органы не в силах уследить за каждой квартирой, а плата за услуги взиматься должна, отсюда и возникла проблема. Люди не обязаны платить лишние деньги. Наилучшим выходом будет собрание ТСК, и беседа с безответственными жильцами о целесообразности установки счетчика в квартиру. Если разговор не принес результата, единственный выход подать в водоканал заявление, в котором указаны все реально проживающие в данной квартире люди. Заявление должно быть подписано большинством участников ТСК.
  2. Разное время снятия показаний с водомеров. Хорошо, когда есть договор о том, чтобы показания воды со счетчиков, находящихся в каждой отдельно взятой квартире и общедомовых счетчиков холодной и горячей воды, снимались в один и тот же день. А так выходит, что кто-то платит в первых числах, кто-то в пятнадцатых. За это время набегает значительная разница в показаниях приборов и возникают недоразумения с оплатой.
  3. Где-то протекают трубы. Повреждение в трубах может быть незаметным, и утечка слабой, вследствие чего ее довольно сложно обнаружить. За месяц количество кубов, потраченных зря, набегает много. Нужно проверить состояние труб в доме самим или вызвать специалистов.

Не стоит бояться общих водомеров, просто нужно выбирать ответственных директоров ТСК, которые будут следить за справедливым начислением оплаты, и оказывать помощь в решении конфликтных ситуаций.

Кроме того, каждому человеку нужно менять свое отношение к обществу, к ресурсам, становится более честными и сознательными. Только после этого общедомовые счетчики не будут вызывать такое количество споров и недовольства, а качество питьевой воды изменится в лучшую сторону.

Раньше мало кто задумывался об учете ресурсов, которые поставлялись коммунальными службами. Это было связано с тем, что коммунальные услуги обходились буквально в копейки, однако, на сегодня все изменилось.

В условиях постоянных повышений тарифов, был создан федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетического коэффициента полезного действия», который обязует устанавливать общедомовой счетчик холодной воды.

Кому принадлежат ОПУ?

Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.

Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – общее имущество)».

Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.

Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.

А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.

Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.

Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.

Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.

Кто платит за установку ОДПУ

Кто оплачивает ОДПУ в многоквартирном доме – самый животрепещущий вопрос во всем мероприятии. И, как это ни печально для простых людей, ответ на него очевиден.

Поскольку, в соответствии с законодательством, ОДПУ уже должны быть установлены в многоквартирных домах, этот вопрос становится все актуальнее. Давайте выясним некоторые нюансы того, как осуществляется оплата за установку общедомового прибора учета тепловой энергии и других видов коммунальных услуг.

Общее собрание собственников

Первым шагом, который необходимо сделать для установки ОДПУ, – провести общее собрание собственников жилья. Дело в том, что дом, все его квартиры и подсобные помещения являются общей собственностью жильцов, значит, именно им придется решать основные задачи:

  • когда осуществлять установку счетчиков;
  • где они будут располагаться;
  • каким образом оформить документы;
  • какова цена вопроса.

Роль управляющей организации в процессе проста: она информирует собственников о необходимости провести общее собрание. Кроме того, адекватная УК к моменту проведения такой встречи уже будет иметь какие-то предложения по организации процесса.

Однако, в соответствии со ст. 9.16 п.5 контролирующие органы могут штрафовать УК, которые уклоняются от оповещения жильцов о проведении мероприятий по энергосбережению.

Чтобы не подвергнуться солидному штрафу, УК должна не только уведомить жильцов о проведении собрания, но аргументировать необходимость установки приборов и оказывать при этом посильную помощь.

Как оплачивается установка ОДПУ

Расплатиться за установку ОДПУ можно следующими способами:

  1. Оплатить сразу 100% стоимости услуг. Сделать это можно до установки счетчика и сразу после таковой.
  2. Воспользоваться рассрочкой на пять лет. Счет за установку равными частями будет включен в квитанции об оплате коммунальных услуг в течение пяти лет. Одновременно придется оплачивать процент за использование рассрочки, который равен ставке рефинансирования, установленной Центральным Банком (7,25%).
  3. Воспользоваться средствами поставщика коммунальных услуг, выделенными на повышение энергоэффективности. Эти средства аккумулируются следующим образом: если есть установленные счетчики, а потребление по ним меньше норматива, то разница идет на специальный счет, а деньги расходуются исключительно на мероприятия по повышению энергоэффективности.

Если жильцы не платят

Нередко собственники жилья категорически выступают против установки ОДПУ, мотивируя это наличием индивидуальных приборов учета.

В соответствии с положениями все расходы ресурсопоставляющей организации на установку ОДПУ оплачиваются собственниками. В случае отказа денежные средства взыщут с них в принудительном порядке.

Почему нельзя оплатить установку ОДПУ из средств на текущий ремонт

Текущий ремонт – это обязательная профилактическая мера, обеспечивающая нормальное функционирование коммунальных систем и всего дома в целом. Нецелевое использование средств, предназначенных на ремонтные мероприятия, может нарушить работу одной из систем.

Должностные лица понимают: если средства для текущего ремонта будут потрачены на установку ОДПУ, а в доме произойдет авария, то против них могут быть возбуждены уголовные дела за халатность и превышение полномочий. Никто не возьмет на себя такую ответственность, тем более что оплачивать установку счетчиков обязаны собственники жилья.

Хотя в законе предусмотрена возможность использования средств на установку приборов учета, если дом находится в удовлетворительном состоянии, на практике никто на такой шаг не пойдет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий